Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия №6 им. И.Н.Ульянова"
город Ульяновск
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Лучшие практики разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Ульяновской области.

    В ходе проведения мониторинга дополнительного образования детей с ограниченным возможностями здоровья в Ульяновской области в апреле 2020 года были выявлены лучшие региональные практики разработки и реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ в различных направленностях.

    1. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шаг за шагом» художественной направленности реализуется на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 6».

    Она направлена на организацию досуга и создание условий творческой реабилитации детей с ОВЗ. Занятия по данной АДОП способствуют развитию духовно-нравственного потенциала, способности творческого самовыражения, умению работать в команде, умению оценивать и анализировать свои и чужие произведения, улучшению морально-психологического состояния, расширению положительной эмоциональной сферы ребенка, развитию мышечного тонуса и координации движений, повышению уровня умственного развития.

    АДОП «Шаг за шагом» рассчитана на 2 года обучения, ориентирована на детей с ОВЗс синдромом Дауна в возрасте 7-12 лет.

    Предоставляемая данной АДОП возможность разнообразной «пробы сил» обучающихся в различных видах художественной деятельности содействует разрушению стереотипа «неспособности» к художественному творчеству, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки детей. Восполняя неизбежные пробелы художественно-эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы с разнообразными художественными материалами, программа одновременно способствует лучшему пониманию произведений искусства, повышению общего уровня нравственно-эстетической культуры личности.

    Особенностью АДОП «Шаг за Шагом» является то, что она даёт возможность ребёнку с ОВЗ попробовать свои силы в разных видах изобразительного и декоративно-прикладного творчества, используя разные техники: рисование различными видами красок (акварель, гуашь, акрил, масло), карандашами (цветными, чернографитными, восковыми), комбинирование изобразительных материалов (карандаши-краски, цветные-восковые карандаши и т. д.), рисование на различной поверхности: картон, акварельная бумага, наждачная бумага, мятая бумага, оргстекло, песок, на воде, на клее ПВА, на камнях и т. д. АДОП предполагает построение индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты, тьюторское сопровождение, совместное обучение детей и родителей, использование уникальных педагогических методик развития творческих способностей, например педагогики удивления, использование электронных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, что способствует эффективному решению  педагогических задач. Обучающиеся объединения принимают участие и становятся победителями и призерами конкурсов различного уровня: международного конкурса творчества «Rivedereve/Берег Мечты», международного творческого конкурса ко Днюкосмонавтики «Космические фантазии», всероссийского конкурса детского творчества «Символ 2020 года», конкурс рисунков для особенных детей на тему «Помогать легко» благотворительного фонда «Садака» и других.

    Ссылка на дополнительную общеобразовательную программу в автоматизированной информационной системе «Навигатор дополнительного образования Ульяновской области»https://dopobr73.ru/program/4752-shag-za-shagom-start.

    2. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дебют» физкультурно-спортивной направленности реализуется в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Ульяновска «Детский эколого-биологический центр». Актуальность АДОП «Дебют» состоит в том, что она создана для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, не имеющих возможность посещать очно занятия в учреждении дополнительного образования, учитывает их интеллектуальные и психофизиологических возможности, что позволяет создавать ситуацию успеха при выполнении посильных заданий под руководством и при помощи педагога, и вырабатывать у детей устойчивый интерес к занятиям. Отличительная особенность АДОП «Дебют» в поэтапном освоении учащимися предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития и разными диагнозами освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

    Новизна данной АДОП заключается в использовании во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ («Шахматная школа для начинающих»; «Шахматная школа для шахматистов IV-II разрядов»; «Шахматная стратегия»; «Шахматные дебюты»). Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.К тому же шахматы –это замечательный повод для общения детей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.В дальнейшей жизни игра в шахматы дает возможность детям легко найти общий интерес в иной социальной среде, с новыми людьми. Умея играть в шахматы, дети легко организуют свой досуг и свободное время т.к. сейчас в любой компьютер и даже телефон можно установить программу игры в шахматы и таким образом продолжать играть.

    Адресат программы: дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалидыс детскимцеребральным параличом (далее ДЦП) в возрасте 7-17 лет.

    Особенности организации образовательного процесса -индивидуальные занятия, проводимые на дому у обучающихся или с использованием дистанционных образовательных технологий. Вметодическом обеспечении представлен комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики детей с ДЦП.

    Ссылка на дополнительную общеобразовательную программу в автоматизированной информационной системе «Навигатор дополнительного образования Ульяновской области»https://dopobr73.ru/program/8443-debyut-dlya-detei-s-ovz.

    3.Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творчество. Игра. Развитие» социально-педагогической направленности реализуется в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Ульяновска «Детско-юношеском центре «Планета». В учреждении созданы специальные условия для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в рамках федеральной программы «Доступная среда».

    АДОП «Творчество. Игра. Развитие» разработана на интегрированной основе, включает три раздела:

    формирование навыков общения, развитие речи и обучение чтению;

    сенсорное развитие;

    развитие мелкой моторики и графических навыков.

    Ее отличительными особенностями являются: дифференциация содержания не только по нозологическим группам, но и по вариантам психического развития; включение семей обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья в развивающее взаимодействие специалистов и ребенка как полноценного субъекта образования; организация специальной совместной деятельности в группах педагог-ребенок, родитель-ребенок, педагог-ребенок-родитель для накопления обучающимися социального опыта и обогащение навыков общения; использование специальных дидактических материалов и методических пособий для решения коррекционно-развивающих задач; возможность интегрировать в данную АДОП к имеющимся трем разделам дополнительные образовательные области (модули), отвечающие целям и задачам программы.

    Адресат АДОП: дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с синдромом Дауна, сенсорными нарушениями, детским церебральным параличом и аутизмом в возрасте от 5 до 15 лет.

    Цель программы: формирование жизненных компетенций, значимых для дальнейшего обучения и максимально возможной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Одно из основных условий реализации Программы - создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации.  Программой предусматриваются мероприятия (праздники, акции) позволяющие включать детей с ОВЗ в совместную деятельность со здоровыми сверстниками.

    В результате освоения программы у детей складываются адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, они овладевают простыми социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, способны вступать в коммуникацию со взрослыми и некоторыми детьми.

    Ссылка на дополнительную общеобразовательную программу в автоматизированной информационной системе «Навигатор дополнительного образования Ульяновской области»https://dopobr73.ru/program/118-tvorchestvo-igra-razvitie-dlya-detei-s-ovz.

    4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Флористика и фитодизайн» разработана для реализации в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр №3» и адаптирована для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: дети с синдромом Дауна с сопутствующими  нарушениями (имеющие легкую и среднею степень умственной отсталости, слабость опорно-двигательного аппарата) и способствует развитию мировоззренческой базы у ребенка  с учетом особенности развития его познавательной деятельности.

    Программа разработана для предоставления образовательных услуг обучающимися с ОВЗ и детям-инвалидам в условиях Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Ульяновска «Детско-юношеского центра № 3».

    Дополнительность программы заключается в создании образовательной среды, обеспечивающей формирование познавательных и творческих способностей; социализации и самостоятельности детей с ОВЗ и инвалидов через различные виды прикладной и поисково-исследовательской деятельности детей.

    Реализация адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Флористика и фитодизайн» позволяет разрешить проблему социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, возможности освоения ребенком содержания на доступном для детей с ОЗВ уровне. Содержание программы отвечает потребности детей не только в творческой самореализации, но и в практическом применении результатов своей работы. Декоративные изделия с использованием природных материалов могут украсить интерьер, стать подарком, атрибутом в игре, оригинальной утилитарной вещью.

    Программа способствует развитию экологической культуры; повышению социальной адаптации, воспитанию доброжелательности к окружающим людям и к природе, культуры общения, эмоциональной отзывчивости; формированию мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству в образовательном пространстве учреждения. Изучение основ флористики и фитодизайна позволяет развивать наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук, дает возможность ребенку поверить в себя, в свои способности, вводит его в удивительный мир фантазии и научного исследования.

    Своё место в данной программе нашли идеи и методы различных наук: экологии, этноэкологии, ботаники, психологии, информатики, изобразительного искусства.

    Инновационность программы состоит в том, что наряду с традиционными формами предъявления и демонстрации образовательных результатов (выставка, конкурс) в программе предусмотрена такая форма, как защита проекта (мини-проекта). Технология проектного обучения – самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность обучающихся, совместная или индивидуальная. Программа предполагает создание обучающимися мини-проектов, отличием которых является решения какой-то небольшой проблемы.Так же предусмотрено психолого-педагогическое сопровождение детей -инвалидов и детей с ОВЗ в рамках реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Флористика и фитодизайн».

    В программе представлены психологические особенности детей различными нарушениями развития. Группы сформированы из обучающихся с ОВЗ с заболеваниями одинаковой симптоматикой. Состав группы – разновозрастной. Количество обучающихся в группе не менее 6 человек.

    Ссылка на дополнительную общеобразовательную программу в автоматизированной информационной системе «Навигатор дополнительного образования Ульяновской области https://dopobr73.ru/program/11623-floristika-i-fitodizain-dlya-detei-s-ovz-2020-2021-dyuts-3.

    5. Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Географическое краеведение» туристско-краеведческой направленности реализуется в областной государственной бюджетной некомерческой областной организации «Дворец творчествадетей и молодежи» и апробируется на базе школы – интерната № 91 г. Ульяновска.

    В содержание и методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы внесены поправки и уточнения, качающиеся преподавания в учреждениях интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  Так, была скорректирована содержательная часть; цели, задачи, ожидаемые результаты в соответствии с образовательными потребностями детей с ОВЗ; уточнена диагностика; дополнен учебно- методический материал.

    Технологии, методы, приёмы, используемые в образовательном процессе, остаются актуальными и обеспечивают требуемый результат, что подтверждается анализом диагностических материалов, высоким уровнем творческих работ, представляемых на различных конкурсных мероприятиях.

    Актуальность дополнительной общеобразовательной программы определятся ее направленностью на изучение своей страны и своей малой родины (Ульяновск, Ульяновская область), и её места в современном мире, возможностью знакомства с профессиями, связанными с областью краеведения.

    Данная дополнительная общеразвивающая программа соответствует современному социальному заказу общества, способствует более обоснованной профессиональной ориентации подростков и осознанному выбору будущей специальности, формированию правильного научного мировоззрения обучающихся.

    Новизна дополнительной общеразвивающей программы заключается в создании проблемно-поисковых ситуаций и решении их под руководством педагога и в самостоятельной деятельности обучающихся.

    Дополнительная общеразвивающая программа «Географическое краеведение» позволяет активно изучать местную природу, организовывать мероприятия по ее преобразованию и рациональному хозяйственному использованию, знакомить школьников с развитием важнейших отраслей хозяйства на территории родного края, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

    Учебный процесс организован с учетом зрительных возможностей обучающихся., так как адресатом программы являются обучающиеся в возрасте от 10 до 17 лет с нарушением зрения (слабовидящие дети).

    Обучение ведется с использованием различных форм (очная, электронное обучение и обучение с применением дистанционных образовательных технологий).

    Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуальной, индивидуально-групповой, групповой и коллективной работы.

    Ссылка надополнительную общеобразовательную программу в автоматизированной информационной системе «Навигатор дополнительного образования Ульяновской области https://dopobr73.ru/program/6219-geograficheskoe-kraevedenie.

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Меры поддержки

    Закон № 273-ФЗ гарантирует двухразовое бесплатное питание в школе обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. 

    Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Служба оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям

    Служба муниципального образовательного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток» г. Ульяновска создана для  оказания  психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в  рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

    Все консультации оказываются БЕСПЛАТНО!

    Контактные данные Службы:

    очное консультирование родителей (законных представителей) осуществляется по адресу: 432071 г. Ульяновск, бульвар Пластова, д.4. 

    Телефон для записи/ оказания услуг: +7927-827-77-89

    Вы можете записаться на консультацию онлайн на сайте: https://rostok73.ru/ или используя ссылку: https://rostok73.ru/?page_id=2287

     

    Специалисты Гимназии оказывают консультирование родителей в очном формате.

    Тематика консультирования

    Консультации учителя — логопеда

    • о развитии речи ребенка на разных возрастных этапах;
    • о преодолении речевых трудностей у детей;
    • о формировании словарного запаса и связной речи;
    • о развитии фонематического слуха ребенка и др.                                                   

     Консультации психолога

    • о возрастных особенностях детей;
    • о преодолении трудностей обучения;
    • о регуляции детско-родительских отношений;
    • о трудностях общения детей со сверстниками и взрослыми:
    • о регуляции конфликтов;
    • о  снятии эмоционального напряжения и регуляции эмоций;
    • о преодолении трудностей социализации и адаптации и др.                                       

    Консультации социального педагога

    • по вопросам законодательства, субсидий, льгот и выплат на детей;
    • по вопросам летнего оздоровления и получения реабилитационной помощи;
    • о формах получения образования и др.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    В гимназии обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в инклюзивных классах. Для специализированных коррекционных занятий используются: кабинеты психолога, логопеда, социального педагога и сенсорная комната. Для занятий физической культурой и спортом гимназия использует: спортивные залы, тренажерный зал, кабинет хореографии, пришкольный спортивный комплекс.

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie